Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Опубликовать в социальных сетях

Действующим на сегодняшний день Приказом Министерства Юстиции РФ от 27 декабря 2012 г. №237 «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» утверждена следующая классификация экспертиз, которые надлежит выполнять при необходимости применения специальных познаний в какой-либо сфере.

В сфере автотранспорта все экспертизы отнесены к роду «Автотехнические» и они, в свою очередь разделены на следующие виды:

  • Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (эксперт дает ответ на вопросы относительно соблюдения водителем того или иного транспортного средства или пешехода правил дорожного движения), после исследования:

    - технической возможности предотвращения происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия;

    - скорости движения транспортных средств;

    - тормозного и остановочного пути транспортных средств;

    - направления движения транспортных средств;

    - взаимного положения транспортных средств в различные моменты дорожно-транспортного происшествия;

    - времени преодоления транспортным средством определенных участков пути;

    - момента возникновения опасности для движения, требующей принятия экстренных мер по предотвращению дорожно-транспортного происшествия (наезда на препятствие, столкновения транспортных средств, опрокидывания и т.п.);

    - взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;

    - как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения;

    - какие именно действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить дорожно-транспортное происшествие и какими именно требованиями Правил дорожного движения они предусмотрены;

    - технической возможности у водителя совершить действия, предписанные теми или иными пунктами Правил дорожного движения, во избежание происшествия;

    - технической возможности у водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем снижения скорости движения транспортного средства в момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения;

    - причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным средством и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

    - значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.);

    - направления действия сил между двумя столкнувшимися транспортными средствами;

    - условий видимости и обзорности с места водителя в условиях, имевших место в момент дорожно-транспортного происшествия по данным о дорожной обстановке и результатам осмотра места происшествия;

    - обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению;

    - причинной связи между обнаруженной технической неисправностью транспортного средства и событием происшествия;

    - иных вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией механических транспортных средств автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов.

  • Транспортно-трасологическая диагностика (исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия);
  • Исследование технического состояния транспортных средств (эксперт дает ответ на вопросы о соответствии технического состояния транспортных средств обязательным требованиям и правилам, либо о техническом состоянии ТС в целом), а именно:

    - причин и времени возникновения технических неисправностей (является ли техническая неисправность дефектом производства или эксплуатации);

    - возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно- транспортного происшествия;

    - обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия;

  • Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия (эксперт дает заключение о соответствии дорожных условий обязательным требованиям и правилам, установленным нормативно-правовыми актами и ГОСТами);
  • Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости (ещё этот вид экспертизы называют автотовароведческой);

Наиболее распространенной является судебная автотехническая экспертиза, осуществляемая на основании Постановления органа или должностного лица, осуществляющего следственные мероприятия или Определения Суда или при рассмотрении дел в гражданском, арбитражном и уголовном процессе для определению виновной стороны в дорожно-транспортном происшествии.

На договорной основе автотехнические экспертизы могут быть проведены и в досудебном порядке для опротестовывания Постановления об административном правонарушении правил дорожного движения, в части установления водителя виновником ДТП без достаточных к тому оснований или в части наличия/отсутствия дорожных знаков, линий разметки, равно как и и соответствия их установки/нанесения правилам и ГОСТам.

Объектами исследования эксперта-автотехника являются:

√ Автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, их агрегаты, детали и следы на них;

√ Место дорожно-транспортного происшествия (дорога, поле, двор и иные места, где осуществляется движение транспортных средств);

√ Материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.